История танка Победы началась в 1937 г. в Харькове на заводе № 183 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Бывший Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) располагал опытными рабочими, инженерными и конструкторскими кадрами. ХПЗ имел богатый опыт конструирования и строительства танков. На заводе строили и совершенствовали не только колесно-гусеничные танки БТ (быстроходный танк), но и тяжелые пятибашенные Т-35, развивали производство дизельных моторов. Именно на ХПЗ был создан танковый дизель В-2, которым оснащались «тридцатьчетвёрки».
Исключительная роль в создании танка Т-34 принадлежит Михаилу Ильичу Кошкину. Он родился 3 декабря (21 ноября ст.ст.) 1898 г. в деревне Брынчаги, ныне входящей в Переславль-Залесский муниципальный округ Ярославской области. Семья небогатая, отец погиб в 1904 г. и работать Миша стал с 11 лет на различных московских кондитерских фабриках. В 1917 г. его призвали в армию, он успел поучаствовать в боях на Юго-Западном фронте, был ранен, а после излечения демобилизован.
С апреля 1918 г. М.И. Кошкин добровольно служил в Красной армии, в 1919 г. вступил в РКП(б), был политработником. С 1921 г. по 1924 г. обучался в Москве на партийном отделении Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Дальше – Вятка (ныне – г. Киров), где, учитывая его рабочий опыт, он назначен сначала помощником заведующего, а вскоре и заведующим кондитерской фабрикой, в 1925–1929 гг. – на партийной работе, последняя должность – заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома ВКП(б).
Как «парттысячник» в 1929 г. Михаил Ильич поступил в Ленинградский технологический институт, откуда перевелся на факультет машино-двигателей Ленинградского машиностроительного института. Дипломный проект он защитил на «отлично» в 1934 г. Началась карьера инженера-конструктора. Опытный завод Спецмаштреста Наркомтяжпрома СССР в Ленинграде, незадолго до этого преобразованный из Опытного конструкторско-механического отдела (ОКМО) машиностроительного завода № 174 имени К.Е. Ворошилова, строил танки Т-26, разрабатывал серийную бронетехнику и новые образцы танков и самоходных артиллерийских установок.
М.И. Кошкин принимает участие во многих новых проектах завода, через полгода становится заместителем начальника конструкторского отдела. Основное внимание он уделяет созданию гусеничных машин. Он делал это столь успешно, что в апреле 1936 г. его наградили орденом Красной Звезды.
25 декабря 1936 г. Михаила Ильича назначили начальником конструкторского бюро на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна, буквально через несколько дней ставший заводом № 183. К концу 1936 г. на ХПЗ сложилась не самая простая ситуация. Имели место массовые отказы коробок передач серийных танков БТ-7 при эксплуатации в войсках.
Перед молодым и перспективным ленинградским конструктором была поставлена задача – быстро исправить выявившиеся недостатки и модернизировать БТ-7, оснастив его дизельным мотором. Приоритет, впрочем, принадлежал новым конструкциям колесно-гусеничных танков – на этом настаивало Автобронетанковое управление РККА, анализируя свежий опыт применения танков в войне в Испании.
К осени 1937 г. небольшой коллектив КБ под руководством М.И. Кошкина сумел создать эскизный проект нового танка БТ-ИС. Главными помощниками М.И. Кошкина были молодые конструкторы А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко. К весне 1938 г. конструкторским бюро такой проект танка с заводским индексом «А-20» был подготовлен. Это явилось этапом к созданию проекта чисто гусеничного танка, очень похожего на колесно-гусеничный. В декабре 1938 г. на заседании Главного Военного Совета РККА оба варианта танка получили поддержку.
Под эту большую работу численность танкового КБ завода № 183 была резко увеличена, Кошкина назначили главным конструктором. В начале лета 1939 г. оба танка – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32 были построены. Вскоре состоялись полигонные испытания машин, затем они были показаны руководству страны в подмосковной Кубинке. Оказалось, что конструкция танка А-32 позволяет увеличить его броневую защиту до 45 мм. С такой броней новой машине, получившей заводской индекс «А-34», были не страшны самые распространенные у вероятных противников 37-мм противотанковые пушки. Работа по разработке 24-тонного образца еще продолжалась, а 19 декабря 1939 г. решением Комитета обороны при СНК СССР именно такой танк Т-34 был принят на вооружение Красной армии. Хотя работа конструкторов по его совершенствованию продолжалась, советские танкостроители праздновали победу.
30 марта 1940 г. два опытных образца Т-34, совершив пробег из Харькова в Москву и успешно пройдя обстрел из 37-мм и 45-мм пушек, выкатились на кремлевскую брусчатку. Машины получили полное одобрение высшего руководства страны, в том числе И.В. Сталина. Танк Т-34 начал свою долгую и славную жизнь.
А вот его главный конструктор на обратном пути из Москвы угодил в реку, простыл и тяжело заболел, хотя изо всех сил старался участвовать в налаживании на заводе серийного производства Т-34. 26 сентября 1940 г. Михаил Ильич Кошкин скончался.
В ноябре-декабре 1940 г. три серийные «тридцатьчетвёрки» совершили большой пробег – первый в истории советского танкостроения, – по маршруту Харьков – Москва – Смоленск – Гомель – Киев – Полтава – Харьков, показавший высокую работоспособность и надежность Т-34.
«За разработку конструкции нового типа среднего танка» М.И. Кошкину вместе с А.А. Морозовым и Н.А. Кучеренко 10 апреля 1942 г. постановлением СНК СССР была присуждена Сталинская премия 1-й степени. За создание и совершенствование Т-34 весь конструкторский коллектив завода № 183 5 августа 1944 г. был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Дело инженера Кошкина продолжили уральские танкостроители.
Автор: О.П. Литневский, И.Г. Желтов, Российский государственный архив экономики (РГАЭ)
Изображение (фото): из открытых источников
Участники событий и другие указанные лица: