22.11.2024 09:27
Аналитика.
Просмотров всего: 19075; сегодня: 19.

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман

В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми».

Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую модель самолета. Начиналась эра Авиации, мечты целого поколения молодежи были устремлены к воздухоплаванию, созданию и освоению новой техники.

В 1925 г. Михаил поступил в Сибирский технологический институт (до 1925 г. – Томский политехнический университет), где в планерной студенческой секции не только построил легкий одноместный планер, но и совершил на нем свой первый полет. Однако талантливого юношу с блестящими оценками отчислили на втором курсе из института по доносу завистливого сокурсника «за непролетарское происхождение». В этой истории поражает ответная мудрость и целеустремленность молодого человека: он устроился на работу в химическую лабораторию кожевенного производства, проработал год, «усовершенствовав некоторые производственные процессы» и, уже с пролетарским стажем и отличной характеристикой, в 1928 г. поступил сразу на 3-й курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске (с 2013 г. – Южно-Российский государственный политехнический университет (Новочеркасский Политехнический Институт) имени М.И. Платова), где была авиационная специальность.

1929 г. имеет в биографии М.Л. Миля особое значение: именно тогда он узнал не только о гиперболоиде из популярного тогда фантастического романа А.Н. Толстого (1927 г.), но и о вполне реальном новом летательном аппарате — автожире (от греческих αὐτός и γύρος, «самовращающийся»; его в 1919 г. сконструировал и испытал испанец Хуан де ла Сиерва). Миль начал серьезно изучать теорию полета и в итоге, проявив настойчивость, получил приглашение отделения автожиров в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) участвовать в создании первого советского автожира в рамках летней практики. Пик интереса к этому виду винтокрылых летательных аппаратов пришелся на 1930-е гг., потом пришла эпоха изобретения и массового производства вертолетов.

Первый советский автожир КаСкр-1 «Красный инженер» поднялся в воздух 25 сентября 1929 г.; разработка Н.И. Камова и Н.К. Скржинского уже имела свои новаторские конструктивные особенности, что дало основание назвать ее иначе (новое слово «вертолет» в официальных документах зафиксировано в протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 г., заменив французский термин «геликоптер»).

В 1931 г. М.Л. Миль окончил институт. Рекомендация Н.И. Камова помогла ему убедить комиссию, что его место – в ЦАГИ, где он в последствии участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15 и уже через год стал начальником бригады аэродинамики Отдела особых конструкций. В 1936–1939 гг. Миль был инженером в Опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам, а с марта 1939 г. стал заместителем Н.И. Камова на строящемся заводе по производству автожиров военного назначения.

В Великую Отечественную войну Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай на Среднем Урале. Практика показала, что в тяжелой фронтовой обстановке автожиры оказались пригодными только для тылового использования и Миль подключился к улучшению конструкции самолетов: он разработал устройство для спасения нагруженного боеприпасами самолета; после успешных испытаний был налажен его серийный выпуск. За работы по усовершенствованию боевых самолетов конструктор получил свои военные награды: орден Красной Звезды (1944 г.) и Отечественной войны II степени (1945 г.).

У Миля была конкретная цель: создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он напрямую обращался с письмами к руководителю страны И.В. Сталину, уверенный в безусловной стратегической необходимости создания винтокрылых летательных аппаратов. В фонде Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) хранится уникальная подборка материалов того периода: дело 168 «Автожир-геликоптер конструкции Миль М.Л.», в составе которого обращение к И.В. Сталину, пояснительная записка к проекту, краткое техническое обоснование, патентная формула, отзыв, чертеж, схемы и др. документы (на ряде страниц имеются автографы). В результате И.В. Сталин одобрил формирование в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению; на базе завода № 383 Министерства авиационной промышленности СССР; под руководством Миля оно приступило к работе в 1947 г. А уже 20 сентября 1948 г. на аэродроме Захарково первый Геликоптер Миля-1 (ГМ-1) поднялся в воздух.

Испытания первых образцов новой техники были драматичными. Летчик М. Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1, но из 14-го не вернулся живым (из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта и пилот погиб, так как высота полета была недостаточной для прыжка с парашютом). В одном из интервью Миль вспоминал: «Самая критическая машина – это первая. За нее человек сражается. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близко знакомого ему и дорогого летчика и продолжать строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно».

Решающими были испытания третьей машины. К 1949 г. завершилось создание первого советского вертолета Ми-1, на котором в будущем будет установлено 27 абсолютных мировых рекордов. С 1948 г. по 1951 г. в Опытно-конструкторском бюро (Союзное ОКБ № 4 Министерства авиационной промышленности СССР) и на Московском вертолетном заводе под руководством Миля проектировались вертолеты гражданского, военного и двойного назначения.

Дальше последовали впечатляющие достижения. В 1951 г. Ми-1 становится первым отечественным серийным вертолетом широкого практического применения. В 1952 г. создан Ми-4, в 1958 г. удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе. В 1957 г. в небо взлетает Ми-6, первый в СССР многоцелевой транспортный вертолет с газотурбинными двигателями грузоподъемностью 12 тонн, именно с него началось доминирование советской авиации в тяжелом вертолетостроении. В 1961 г. «родился» Ми-2, а в 1962 г. из чертежей в реальность воплощается многоцелевой транспортный Ми-8, ставший самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире. В 1964 г. М.Л. Миль стал генеральным конструктором опытного КБ.

В это же время Михаил Леонтьевич преподавал в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе (ныне – Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ), с 1966 г. – в должности профессора кафедры вертолетостроения. За признанием достижений последовали награды: Ленинская премия (1958 г.), звание Героя Социалистического Труда (1966 г.), Государственная премия СССР (1968 г.).

В последние годы жизни генеральный конструктор много сил отдал совершенствованию моделей для армейской авиации: прославленный военный ударный Ми-24 (первый советский этого класса и второй в мире), стартовал в небо и в историю мировой авиации осенью 1969 г. Примерно через полтора года после этого события Михаил Леонтьевич скончался, не дожив до начала эксплуатации вертолета и его славы. Более 3,5 тысяч непобедимых Ми-«Крокодилов» впоследствии состояли на вооружении многих стран, принимали участие в десятках военных конфликтов, став в мире самыми боевыми. Но один триумф Михаилу Леонтьевичу довелось пережить лично: в 1965 г., на авиационной выставке в Париже, состоялся показ его уникальных машин, за которым последовало международное признание безусловного лидерства СССР в области тяжелых вертолетов.

Автор: С.С. Иванова, Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД).

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Участники событий и другие указанные лица:

Первоуральск Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11233 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9698
Поделиться:

Интересно:

Рисунки на одежде - это модно!
19.06.2025 11:46 Консультации
Рисунки на одежде - это модно!
Ничто так не привлекает внимания в потоке или группе людей, как изображения на одежде. Это могут быть рисунки, тексты, геометрические фигуры, фото. Всё это и есть принты. Они способны рассказать о вашем характере, настроении и взглядах на жизнь красноречивее любых слов. Мы живем в эпоху, когда стандартные вещи не всегда удовлетворяют потребности современного человека. Всё больше людей хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выбрав наряд с уникальным дизайном. Индустрия моды предлагает огромное количество мотивов, перенесенных на ткань. Но особенно востребованы те принты, которые выполнены вручную, индивидуально для каждого предмета одежды. Одним из ярких представителей этого направления является российский бренд Misha'Le, основанный талантливым дизайнером Еленой Мишаковой. Главная особенность одежды этого бренда - индивидуальный подход к созданию принтов. Они не просто украшают...
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
19.06.2025 11:40 Аналитика
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
Любопытно, что это сражение произошло на том месте, где в 218 г. до н.э. знаменитый полководец древнего Карфагена Ганнибал разбил римлян. Весной 1799 г. начался Итальянский поход под командованием А.В. Суворова. В апреле союзные русско-австрийские войска в сражении на реке Адде нанесли поражение армии французского генерала Ж.М. Моро, вынудив его отступить сначала к Турину, а затем к Генуе. На помощь Моро из Тосканы выступила армия генерала Ж. Макдональда. Соединившись, французы получили бы значительное численное преимущество, поэтому Суворов решил разбить их порознь и первый удар нанести по более сильному из двух противников – Макдональду. К 6 июня Макдональд захватил город Пьяченцу и оттеснил авангардный отряд союзных войск, которым командовал австрийский фельдмаршал-лейтенант (звание, соответствующее генерал-лейтенанту в других армиях) Отт фон Баторкец. Отступив, он занял позицию на...
Одежда и обувь крестьян на Руси
19.06.2025 10:12 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на Руси. Науку плетения этой обуви каждый крестьянин осваивал с детства. Требования к лаптям были строгие: ноги в них не должны были мерзнуть и промокать. Что же такое лапти? Это неглубокие ботинки, выполненные из коры, разрезанной на длинные полосы. Заготовки делались следующим образом: кора очищалась от верхнего слоя, а нижний нарезался на равные полосочки. После того как сырье было подготовлено, крестьянин брал в руки шило и быстро, ловко плел лапти. Готовые изделия макали в кипяток и высушивали. Для плетения лаптей подходили такие растения, как ракита, вяз, вереск, липа. Чтобы лапти держались на...
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
19.06.2025 01:40 Новости
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
18 июня 2025 года российское информационно-публицистическое издание «За рубежом» отмечает сразу две значимые даты: 95 лет с момента выхода первого номера и 65 лет с момента возобновления издания в 1960 году. Газета была учреждена в 1930 году по инициативе Максима Горького, который стал её первым главным редактором и заложил основы традиций объективной и интеллектуальной журналистики, актуальных до сих пор. В этот день коллектив «За рубежом» традиционно вспоминает имя своего основателя и отмечает день памяти Максима Горького. В честь юбилея на портале «За рубежом» состоялась премьера документального фильма Николая Евенко «Горький, Кольцов, Краминов и вся советская интеллигенция». Эта лента — рассказ об истории издания: от момента основания в 1930 году до вынужденной приостановки в 1938-м, от возобновления в 1960 году до наших дней. В центре сюжета — творческая атмосфера редакции...
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
18.06.2025 16:08 Аналитика
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
Федеральная налоговая служба (ФНС) активно работает над выводом клинингового рынка из тени, используя комплекс мер, включая налоговый контроль, нормативные рекомендации и сотрудничество с бизнес-ассоциациями. Нормативы фискальной нагрузки и приоритетные проверки  ФНС установила показатели нормативной совокупной фискальной нагрузки для клининговых компаний:   Общий режим налогообложения (ОСН):    - для малого и среднего бизнеса (доход ≤500 млн руб./год) — 37%;   - для крупных компаний — 41%.  Упрощенная система (УСН):    - для малого и среднего бизнеса — 17%;   - для крупных — 21%.  Отклонение фактической нагрузки более чем на 20% от этих норм (например, ниже 29,6% для ОСН-МСП) расценивается как риск уклонения от налогов. Такие компании и их заказчики становятся приоритетными целями проверок со стороны налоговых органов. ...