15.07.2023 11:32
Новости.
Просмотров всего: 19109; сегодня: 49.

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

86 лет назад был открыт канал Москва-Волга

15 июля 1937 года состоялось торжественное открытие канала, соединившего реки Москву и Волгу для движения пассажирских и грузовых судов.

В 1947 году в ознаменование 800-летия города Москвы и 10-летия существования канала Москва—Волга ему было присвоено имя нашей столицы.

Начало разработки проекта соединения рек и создания сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России относится к рубежу XVII–XVIII столетий, когда Пётр I лично занялся изучением возможных путей коммуникации. Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена, вернулись к этой идее только в 1825 году.

Строительство растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище, названное «Подсолнечным», или Сенежским, площадью 15,4 кв. км, которому надлежало питать водой шлюзы канала. Общая длина канала составила 292 км, и путь его проходил по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трём другим каналам. Предполагалось, что по новой водной системе за год должно проходить до трёх тысяч небольших судов. Однако транспортировка грузов на север и запад России по Николаевской железной дороге, построенной в 1851 году и напрямую соединившей Петербург и Москву, обходилась государству гораздо дешевле, поэтому в 1860 году движение судов по каналу было официально прекращено.

В начале 30-х годов XX века из-за роста населения и развития промышленности Москвы насущной проблемой столицы стало обеспечение жителей водой. Поэтому 15 июня 1931 года Пленум Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) постановил: «... коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». Строительство канала стало важной составной частью Генерального плана реконструкции Москвы и системы речного транспорта Советского Союза в довоенный период.

В течение года проходила интенсивная работа по созданию проекта сооружения канала. Наиболее эффективным был признан план, разработанный группой специалистов совместно с инженером А.Н. Комаровским, — так называемый Шошинский вариант, согласно которому канал должен спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. После доработки этого проекта в июне 1932 года был утверждён подготовленный на его основе Дмитровский вариант.

Летом 1932 года проводились подготовительные работы на трассе, а осенью того же года началось строительство канала. Уровень механизации на строительной площадке был довольно высок для того времени: широко применяли экскаваторы, грузовики, гидромониторы, землесосные снаряды. Ширина русла канала составила в среднем 85 м, и только 20 км канала были образованы искусственными водохранилищами.

Трасса канала начиналась близ города Дубна. Железобетонная плотина и земляные дамбы, построенные в районе Иваньково, подняли уровень волжских вод на 18 м, образовав «Московское море» (ныне — Иваньковское водохранилище). Благодаря такому подъёму большие волжские суда могли свободно проходить по Волге вплоть до Твери. Профиль канала представлял ломаную линию, которая поднималась от Волги до станции Икша, а затем до станции Хлебниково шла горизонтально и от неё падала по направлению к Москве. В районе Тушино канал впадал в Москва-реку. Чтобы пропустить суда по этим склонам, канал разбивался на ряд отрезков, и в каждом из них уровень воды был отличен от предыдущего.

Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года из города Горький (ныне — Нижний Новгород) прибыла и впервые прошла по каналу до причала Северного порта столицы флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на канале. Официальное открытие канала Москва—Волга состоялось через два с половиной месяца.

Помимо насыщения города водой канал был призван решать ряд других важных народнохозяйственных задач. После открытия судоходных Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов Москва стала именоваться «портом пяти морей»: водные артерии соединили её с Азовским, Каспийским, Чёрным, Балтийским и Белым морями.

Большое внимание строители уделяли не только функциональности, но и эстетике сооружения: канал органично вписался в подмосковную природу. Сооружения канала создали великолепный архитектурный ансамбль, каждый шлюз имел особый облик. Башни шлюзов были выполнены в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы стал Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту отечественных архитекторов А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского.

Строительство канала вызвало большие преобразования на значительных территориях Московской и Тверской областей — сооружались новые линии электропередачи, шоссейные и железные дороги, мосты, пристани, благоустроенные посёлки, дома отдыха, спортивные базы.

Канал имени Москвы — одно из крупнейших в мире сооружений данного типа. Протянувшись на 128 км, он включает в себя 11 шлюзов, 11 плотин, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, 2 туннеля, 2 речных вокзала, маяки, а также ряд других сооружений (в общей сложности — более 240 объектов).

Текст: Полина Животова

Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 6863 публикации
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/15-iyulya-1937-goda-byl-otkryt-kanal-imeni-moskvy.html
Поделиться:

Интересно:

«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
20.06.2024 15:37 Аналитика
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
Автор: Александр Звягинцев С первых дней работы в прокуратуре меня поражало убеждение большинства сограждан нашей великой страны, что разобраться и наказать виновных прокурору ничего не стоит — было бы желание. Люди считали, что закон торжествует сам собой, надо только, чтобы прокурор отдал...
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
20.06.2024 14:57 Аналитика
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
73% туристов, отправляющихся на отдых в летние месяцы воздушным транспортом, выбрали поездки по стране. Среди самых популярных направлений — Сочи и Санкт-Петербург: 21 и 14% от внутренних бронирований россиян соответственно. Каждое четвертое бронирование...
225 лет назад была образована Российско-американская компания
20.06.2024 09:17 Новости
225 лет назад была образована Российско-американская компания
Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания - полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Ивановичем Шелиховым и Николаем Петровичем Резановым и утверждённая указом императора Павла I 8 (19) июля 1799 года. После...
В торжественной профилактике Вечного огня в Москве участвуют дети
20.06.2024 08:57 Новости
В торжественной профилактике Вечного огня в Москве участвуют дети
В преддверии Дня памяти и скорби на Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду провели торжественную профилактику Вечного огня. Участие в мероприятии приняли военнослужащие 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, который в этом году отмечает свое...
Память советских воинов почтили лидеры России и КНДР
19.06.2024 15:05 Новости
Память советских воинов почтили лидеры России и КНДР
Президент РФ Владимир Путин вместе с лидером КНДР Ким Чен Ыном возложил венок к монументу "Освобождение" в Пхеньяне, передает ТАСС. Церемония началась под звуки горна. Затем после исполнения национальных гимнов обеих стран Путин вместе с военнослужащими, несущими венок, поднялся на верхнюю площадку...