23.05.2023 17:31
Новости.
Просмотров всего: 9718; сегодня: 2.

Спасенные Советами

Спасенные Советами

Как СССР спас экспедицию Нобиле и позвал итальянца строить дирижабли в нашу страну.

95 лет назад началась арктическая экспедиция итальянца Умберто Нобиле - он вылетел к Северному полюсу на дирижабле "Италия" со Шпицбергена. На второй день полета летательный аппарат достиг цели. А на следующий день потерпел крушение близ Шпицбергена…

Восемь членов экипажа, в том числе Нобиле, выжили, двое погибли, шестеро пропали без вести. В спасательной операции принимало участие несколько стран. В июне 1928-го Нобиле спас шведский летчик Эйнар Лундборг. Других выживших нашел и взял на борт ледокол "Красин" - советское правительство направляло на поиски также корабль "Малыгин", но он застрял во льдах.

Именно "Красин" и пилот самолета (его в зону спасательной операции также доставили на борту ледокола) Борис Чухновский обнаружили членов экспедиции. При этом самолет Чухновского попал в аварию, но он сообщил по радио, что не нуждается в помощи, пока ледокол не возьмет на борт всех участников экспедиции.

В Италии в произошедшей катастрофе многие обвиняли самого Нобиле. Кто-то посчитал его предателем, так как он первым покинул ледовый лагерь, хотя являлся руководителем экспедиции.

…После тех событий Нобиле стал часто посещать Советский Союз, где его принимали благосклонно, а в 1932-м заключил с Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота соглашение и стал техническим руководителем по проектированию и постройке в СССР нескольких дирижаблей.

Нобиле работал с небольшой группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих. Под его руководством на Дирижаблестрое в Долгопрудном велась конструкторская работа, были построены большой эллинг и дирижабли "СССР-В5" и "СССР-В6 Осоавиахим".

Сам Умберто Нобиле в книге "Мои пять лет с советскими дирижаблями" так вспоминал работу в СССР:

- В "Дирижаблестрое", как и в любой другой организации, проводились собрания под председательством директоров. На этих собраниях свободно и открыто обсуждались служебные дела. Каждый сотрудник подразделения мог задать свой вопрос. Таким образом, даже курьер или ученик, который подметал пол, имел право указывать на ошибки, обсуждать программы, предлагать идеи или новые методы работы. Эти митинги назывались совещаниями или собраниями, и я лично уделял им внимание в очень многих случаях. Они организовывались также и в Управлении Аэрофлота, как правило, по вечерам. Тогда они продолжались и до поздней ночи, прерываясь только неизбежным чаем, который обычно передавался по кругу, а его закусывали ржаным хлебом с маслом и икрой.

Нобиле, правда, отмечает, что "эта система не обходилась без падения со стула заснувших", а "люди, которые полностью не разбирались в теме или которые знали ее поверхностно упражнялись только в своих способностях к ораторскому искусству".

- Добавлю, что руководитель, председательствующий на собрании (почти всегда это был член Коммунистической партии), чаще всего не являлся специалистом, обладающим глубоким знанием вопроса, - отмечал итальянец. - Поэтому он не был способен оценить различные мнения и идеи, высказанные тем или иным из инженеров, а мнения эти были зачастую диаметрально противоположными.

В итоге, как пишет Нобиле, "когда подходил момент принятия решения, руководитель предусмотрительно заканчивал обсуждение без принятия решения, откладывая его с целью выиграть время. Результатом часто оказывалось то, что и пять лет спустя многие серьезные вопросы так и оставались нерешенными..."

Очевидно, так и было. Но когда экспедиция самого Нобиле была между жизнью и смертью, а сам он - в безопасности, именно наша страна быстро решила, что нужно спасать людей. И спасла.

Текст: Артем Локалов. Электронный научно-исторический журнал «Родина».


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10632 публикации
Сайт: rg.ru/2023/05/22/status-pervyj-uchenik-znachit-mnogogo-dostig.html
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...