Сегодня вторник, 30.05.2023: публикаций: 2278
25.04.2023 22:40
Персоны.
Просмотров всего: 4148; сегодня: 58.

Ленинград: технологический прорыв в кольце блокады

Ленинград: технологический прорыв в кольце блокады

Апрель 1942 года, Ленинград в кольце блокады. Позади первая блокадная зима. Город выстоял, и во многом благодаря ледовой «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера. По ней подвозили грузы с продовольствием, она же частично решала проблему острейшего дефицита топлива, необходимого, как для городских нужд и работы предприятий, так и для воинских частей и подразделений Ленинградского фронта.

Недостаток бензина, солярки, авиационного керосина приводил к ограниченному использованию техники, а это в свою очередь снижало боеспособность частей Красной армии. Всего по льду Ладоги за зиму 1941-1942 годов было перевезено 43 717 тонн горюче-смазочных материалов. Такого количества нефтепродуктов было недостаточно для того, чтобы если не победить, то хотя бы минимизировать энергетический голод. Однако с наступлением тепла и этот тоненький ручеек, по которому текло топливо в осажденный Ленинград, иссяк.

25 апреля 1942 года с ледовой трассы были сняты все элементы дорожной инфраструктуры, средства связи, зенитные установки и проезд по ней был прекращен. Предстояло ждать начала летней навигации, планом которой предусматривалось перевести грузов  в два с лишним разом больше, чем по ледовой дороге. Пока же горючего в городе оставалось на 100 дней. Нужно было срочно искать выход. И он нашелся.

Его автором оказалась выдающаяся женщина, выпускница Ленинградского института инженеров водного транспорта, первая в СССР женщина-водолаз Нина Васильевна Соколова. К весне 1942 года Соколова имела солидный опыт в области прокладки подводных коммуникаций: участвовала в устройстве подводной трассы для буксировки военной техники, а также принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля, который обеспечивал связь командования Ленинградским фронтом с «большой землей». В составе Экспедиции подводных работ особого назначения (Эпрон) участвовала в подъеме зерна с затонувших барж. Провела под водой в общей сложности 644 часа, была дважды ранена.

Именно Соколова предложила идею прокладки трубопровода по дну Ладожского озера, обосновала возможность реализации такого проекта, сделав предварительные расчеты. С этими расчетами она летала в Москву для доклада уполномоченному Государственного комитета обороны СССР А.Н. Косыгину, которого сумела убедить в том, что в сложившейся ситуации только подводный трубопровод спасет фронт и город от неминуемого топливного голода.

Позже по указанию Косыгина, Соколова налаживала разведку дна Ладоги в составе специальной группы водолазов. Итогом ее работы стало постановление Государственного Комитета Обороны № 1652 от 25 апреля 1942 года об обеспечении топливом Ленинграда. Это было не просто смелое, а фантастически смелое решение строить первый в мире подводный трубопровод в непосредственной близости от линии фронта и в кратчайший срок: на его строительство давалось всего 43 дня, он должен был начать работу 20 июня 1942 года. 

Проектная протяженность этого сооружения составляла 30 километров, причем 21 километр шел по дну озера на глубине от 1 до 13 метров.

В сложнейших погодных условиях специалисты ОС-6 Наркомстроя СССР начали работы по воплощению идеи Н.В. Соколовой в жизнь. Руководителем проекта был назначен главный инженер треста «Нефтепроводпроект» Давид Яковлевич Шинберг. Это решение не было случайным.

Шинберг был разработчиком сборно-разборного трубопровода из облегченных труб для использования в воинских частях, который успешно прошел испытания. Стальные трубы диаметром 101 мм предоставил Ижорский завод, откуда к месту строительства их доставляли ночами. Первый участок был сварен 5 мая. Параллельно со сварочными работами продолжалось обследование трассы.

Неспокойная в теплое время года Ладога время от времени преподносила неприятные сюрпризы. Так, 26 мая штормовым ветром сорвало с креплений стометровый участок трубопровода. Несмотря ни на что работа велась строго по плану. Технология сборки была довольно сложной. Трубы скрытно доставляли на станцию Борисова Грива, где с помощью резьбовых соединений и сварки собирались в секции длиной 200 метров. Затем секции с помощью буксира вытягивались в озеро, на поплавки из бревен, соединялись в 1000-метровые, и уже эти длинные секции опускались на дно. Под водой их соединяли водолазы. 

14 июня трубопровод был смонтирован. Его строительство велось в обстановке чрезвычайно секретности, большая часть работ производилась ночью. Удивительно, что противник так и не понял, что строилось в непосредственной близости от его позиций. Например, насосная станция на восточном берегу Ладожского озера на мысе Кареджа была расположена всего в нескольких километрах от линии фронта и в зоне досягаемости немецкой артиллерии. К счастью, немцы не проявили интереса к этому сооружению. После завершения монтажа трубопровод прокачали водой под большим давлением, а затем керосином. Все прошло успешно.

19 июня 1942 года Правительственная комиссия подписала акт приемки объекта, дав самую высокую оценку работе строителей. После пуска в эксплуатацию трубопровод прокачивал до 350 тонн горючего в сутки, причем по нему шел в город и бензин, и лигроин, и дизельное топливо. Для организации бесперебойной работы топливной магистрали было создано Управление эксплуатации, подчиненное службе тыла Ленинградского фронта.

Весной следующего, 1943 года, из-за подъема воды в озере возникла угроза затопления насосной станции, которая была перенесена вглубь территории. Это вызвало необходимость увеличить общую длину трубопровода до 34 метров, а подводную часть до 26 метров. 

Уникальная топливная магистраль успешно действовала 20 месяцев, за которые в город было доставлено более 40 тысяч тонн горючего. После снятия блокады она была демонтирована.


Исторические персоналии:


Схема прокладки трубопровода по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград
Схема прокладки трубопровода по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12695 публикаций
Поделиться:

Интересно:

66 млн лет назад на Чукотке был более мягкий климат, чем сегодня
30.05.2023 18:09 Новости
66 млн лет назад на Чукотке был более мягкий климат, чем сегодня
Ученые Санкт-Петербургского университета в составе научного коллектива исследовали кости утконосых динозавров, найденных на Чукотке, и подтвердили, что 66 млн лет назад на этой территории был более мягкий климат, вопреки имевшемуся ранее представлению о суровых...
Исторический сплав по реке Чусовой
30.05.2023 17:29 Интервью, мнения
Исторический сплав по реке Чусовой
Более полусотни студентов и преподавателей приняли участие в экспедиции "Путем железных караванов". Подробностями необычного сплава по Чусовой с "РГ" поделился руководитель и идейный вдохновитель путешествия профессор кафедры горных машин и комплексов Уральского государственного горного...
Дань памяти: юнармейцы московской школы № 709 побывали в Монголии
30.05.2023 17:21 Новости
Дань памяти: юнармейцы московской школы № 709 побывали в Монголии
Преодолев шесть с половиной тысяч километров по маршруту Москва - Улан-Удэ – Улан-Батор – Чойбалсан – Цагаанбулаг юнармейцы Школы № 709 в составе 26 участников из России и Беларуси международной поисково-разведывательной экспедиции "Халхин-Гол. Тем больше наша слава – 2023" прибыли в Монголию на...
Колотушино — лагерь военнопленных в Дновском районе Псковской области
30.05.2023 09:07 Новости
Колотушино — лагерь военнопленных в Дновском районе Псковской области
Страшнее нет, когда среди людей Один считает, что он выше, чем другие. Страшнее нет, когда среди таких Один мечтает завладеть другими. Решает: жить другим иль умереть. Нам надо, чтобы люди не забыли, Чтоб помнили о тех, кто в муках пал, Кого не знают, голос чей не слышен, Но смертью он победу...
Вспомнить всех поименно
30.05.2023 08:53 Новости
Вспомнить всех поименно
Победа в Великой Отечественной войне - историческое событие, которое сплачивает наше общество, внушает гордость за наших предков. В Союзном государстве России и Белоруссии память о той Победе стала краеугольным камнем в государственном строительстве, точкой сбора нации на современном этапе. После...