Сегодня среда, 12.05.2021: публикаций: 2191
24.09.2020 02:12
Аналитика.
Просмотров всего: 3292; сегодня: 12.

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

В условиях цифровой экономики происходит постоянный рост наукоёмкости новых разработок и производственных решений, они всё чаще становятся мультидисциплинарными. Соответственно, растёт спрос на инженерные кадры, обладающие качественно новыми компетенциями. Предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, владеющих широким спектром актуальных навыков, в том числе предпринимательских, способностями к постоянному самообучению, умением концентрироваться на решении конкретных проблем и задач, а не на пассивном накоплении академических знаний.

Всё это требует обновления концепции инженерной деятельности и инженерного образования. При этом востребованность компетентных инженерных кадров крайне высока.

На рынке востребованы специалисты разных направлений – инженеры, конструкторы, технологи, и ни одна отрасль не может похвастаться достаточным кадровым обеспечением. Поэтому концепция инженерного образования должна меняться комплексно, вне зависимости от специализации. В этой статье мы разберём проблематику текущего варианта инженерного образования на примере строительной отрасли, в частности, архитектурно-строительного проектирования.

На сегодняшний день Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы в штате каждой проектной организации присутствовало не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования. При этом они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре специалистов. Регистрация в реестре подразумевает, что у специалиста есть высшее образование в области строительства, стаж работы в проектной организации не менее 3 лет, общий трудовой стаж по профессии от 10 лет и действующее повышение квалификации в профильной области.

Ключевой момент в подготовке и профессиональном развитии инженера – это подход к повышению квалификации. Традиционный подход предполагает, что специалист проходит повышение квалификации по своей узкой, отраслевой, специальности. Более современный и, если можно так сказать, комплексный вариант, подразумевает повышение квалификации в контексте развития всего комплекса ключевых навыков инженера.

Программы подготовки, которые были разработаны Национальным объединением проектировщиков и изыскателей и использовались образовательными учреждениями, носили, в основном узкоспециализированный характер. Наиболее комплексной, соответствующей потребностями повышения квалификации инженеров была и остаётся программа «Организация подготовки проектной документации», но и у неё есть свои недочёты.

В первую очередь эти недочёты объясняются тем, что программы повышения квалификации формировались до создания отраслевых профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты разрабатывались в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации», они описывают, что должен знать и уметь инженер-проектировщик, трудовые функции и трудовые действия специалиста, требования к образованию и опыту практической работы.

В целом в повышении квалификации специалистов инженерного профиля можно выделить четыре базовых направления: профессиональные компетенции, организация процесса подготовки проектной документации, обеспечение экономической эффективности проектных решений, навыки взаимодействия с заказчиками.

Совокупность требований к профессиональному развитию инженеров явным образом говорит, что учебные программы для специалистов должны постоянно обновляться, учитывать не только изменения в законодательстве и нормативной технической базе, но и появление новых технологий в проектировании, а также новых бизнес-стратегий. Также возникает потребность в постоянном обновлении отраслевых знаний, узкой прикладной специфики для каждой конкретной специальности. И всё это естественным образом создаёт необходимость к внедрению модели непрерывного инженерного образования, аналог которой уже действует в сфере здравоохранения.

В чем же принципиальное отличие непрерывного инженерного образования от существующей модели повышения квалификации? Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это формализованное требование, которое не учитывает темпы развития технологий и практик. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру жизненно необходимо постоянно поддерживать профессиональный уровень. За 5 лет важная часть знаний может банально потерять актуальность.

Смысл системы непрерывного инженерного образования заключается в ежегодном обновлении знаний. При этом повышение квалификации включает в себя в первую очередь полноценную теоретическую часть, а также участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, семинарах и конференциях.

Непрерывное образование подразумевает активное вовлечение специалиста в развитие компетенций. Специалист ежегодно обновляет теоретические знания, как касающиеся изменений в законодательстве и нормативах, так и затрагивающие вопросы эволюции технологий, отраслевых практик и подходов к проектной деятельности. Это – фундамент всей системы, позволяющий поддерживать и развивать квалификацию. Теоретическая подготовка вносит существенный вклад в общий балльный рейтинг специалиста и является обязательной.

Кроме того, специалист получает зачётные баллы за посещение определенных выставок, участие в вебинарах, семинарах и профессиональных форумах, выступление с тематическими докладами и публикацию профессиональных статей. Каждый вид активности оценивается в то или иное количество баллов. За отчётный период, который может составлять те же 5 лет, инженеру необходимо постоянно обновлять теоретическую базу, а также набрать определённое количество дополнительных баллов за другие виды деятельности. При выполнении этого условия проводится итоговая аттестация. Успешное прохождение аттестации означает, что специалист выполнил требование о повышении квалификации.

Похожая система непрерывного образования успешно действует в здравоохранении. В сущности, это не желательный, а совершенно необходимый вариант для специалистов во многих профессиональных областях. Не зря ведущие мировые эксперты в области обучения говорят о переходе от традиционного высшего образования к постоянному обучению в течение всей жизни.

Генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» Мурзинцева Екатерина Александровна.


Ньюсмейкер: Учебный центр Дистанция — 142 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: l-distance.ru
Поделиться:
Ваше мнение
Есть ли у Вас домашние питомцы?
 Кошка
 Собака
 Птицы
 Грызуны
 Рыбки
 Пресмыкающиеся
 Другое
 Нет
Предложите опрос

Интересно:

Молодые покупатели новостроек выбирают безопасность, балкон и отделку
12.05.2021 11:55 Аналитика
Молодые покупатели новостроек выбирают безопасность, балкон и отделку
Покупатели помолодели, их доходы выросли, и предпочтения изменились. Проведя масштабное исследование потребительских предпочтений, аналитики группы «Самолет» выяснили, что доходы 30% самой молодой группы клиентов - покупателей в возрасте до 25 лет - находятся в диапазоне от 70 до 100 тыс. руб. в...
Учитель информатики из Алтайского края создал электронного ассистента
11.05.2021 14:38 Новости
Учитель информатики из Алтайского края создал электронного ассистента
Алтайский учитель информатики Алексей Мусихин собрал команду и создал уникальную разработку – электронного помощника для руководителя, которым можно управлять голосовыми командами. Такой ассистент никогда не устает, ему не нужны перерывы на обед, и он в режиме реального времени контролирует...
Информационный проект ФармПром.РФ
09.05.2021 11:36 Консультации
Информационный проект ФармПром.РФ
Фармацевтическая промышленность (Фармпром) – отрасль промышленности, связанная с исследованием, разработкой, массовым производством и продажей лекарственных средств, субстанций и препаратов. Информационный интернет-проект ФармПром.рф посвящен фармацевтической...
Инвестиционный проект: B2B2C SaaS Транспортная платформа
08.05.2021 13:24 Товары и услуги
Инвестиционный проект: B2B2C SaaS Транспортная платформа
Сфера.Автоматизация предоставления персонализированных заказов водителям автотранспортных средств. Цели проекта.1. Переключить 70% самозанятых водителей такси Воронежа на платформу за счет устройства экономика проекта, и социального рычага.2. Получить трамплин для последующего развертывания...
Многодетные семьи Поморья освобождены от транспортного налога
07.05.2021 12:13 Новости
Многодетные семьи Поморья освобождены от транспортного налога
В Архангельской области в региональный закон «О транспортном налоге» внесены изменения, которые распространили действие льготы по транспортному налогу для многодетных семей на 2020 год. Первоначально преференция на территории региона была введена на период 2019 года. Льгота предоставляется семьям...