24.09.2020 02:12
Аналитика.
Просмотров всего: 6437; сегодня: 1.

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

В условиях цифровой экономики происходит постоянный рост наукоёмкости новых разработок и производственных решений, они всё чаще становятся мультидисциплинарными. Соответственно, растёт спрос на инженерные кадры, обладающие качественно новыми компетенциями. Предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, владеющих широким спектром актуальных навыков, в том числе предпринимательских, способностями к постоянному самообучению, умением концентрироваться на решении конкретных проблем и задач, а не на пассивном накоплении академических знаний.

Всё это требует обновления концепции инженерной деятельности и инженерного образования. При этом востребованность компетентных инженерных кадров крайне высока.

На рынке востребованы специалисты разных направлений – инженеры, конструкторы, технологи, и ни одна отрасль не может похвастаться достаточным кадровым обеспечением. Поэтому концепция инженерного образования должна меняться комплексно, вне зависимости от специализации. В этой статье мы разберём проблематику текущего варианта инженерного образования на примере строительной отрасли, в частности, архитектурно-строительного проектирования.

На сегодняшний день Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы в штате каждой проектной организации присутствовало не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования. При этом они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре специалистов. Регистрация в реестре подразумевает, что у специалиста есть высшее образование в области строительства, стаж работы в проектной организации не менее 3 лет, общий трудовой стаж по профессии от 10 лет и действующее повышение квалификации в профильной области.

Ключевой момент в подготовке и профессиональном развитии инженера – это подход к повышению квалификации. Традиционный подход предполагает, что специалист проходит повышение квалификации по своей узкой, отраслевой, специальности. Более современный и, если можно так сказать, комплексный вариант, подразумевает повышение квалификации в контексте развития всего комплекса ключевых навыков инженера.

Программы подготовки, которые были разработаны Национальным объединением проектировщиков и изыскателей и использовались образовательными учреждениями, носили, в основном узкоспециализированный характер. Наиболее комплексной, соответствующей потребностями повышения квалификации инженеров была и остаётся программа «Организация подготовки проектной документации», но и у неё есть свои недочёты.

В первую очередь эти недочёты объясняются тем, что программы повышения квалификации формировались до создания отраслевых профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты разрабатывались в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации», они описывают, что должен знать и уметь инженер-проектировщик, трудовые функции и трудовые действия специалиста, требования к образованию и опыту практической работы.

В целом в повышении квалификации специалистов инженерного профиля можно выделить четыре базовых направления: профессиональные компетенции, организация процесса подготовки проектной документации, обеспечение экономической эффективности проектных решений, навыки взаимодействия с заказчиками.

Совокупность требований к профессиональному развитию инженеров явным образом говорит, что учебные программы для специалистов должны постоянно обновляться, учитывать не только изменения в законодательстве и нормативной технической базе, но и появление новых технологий в проектировании, а также новых бизнес-стратегий. Также возникает потребность в постоянном обновлении отраслевых знаний, узкой прикладной специфики для каждой конкретной специальности. И всё это естественным образом создаёт необходимость к внедрению модели непрерывного инженерного образования, аналог которой уже действует в сфере здравоохранения.

В чем же принципиальное отличие непрерывного инженерного образования от существующей модели повышения квалификации? Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это формализованное требование, которое не учитывает темпы развития технологий и практик. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру жизненно необходимо постоянно поддерживать профессиональный уровень. За 5 лет важная часть знаний может банально потерять актуальность.

Смысл системы непрерывного инженерного образования заключается в ежегодном обновлении знаний. При этом повышение квалификации включает в себя в первую очередь полноценную теоретическую часть, а также участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, семинарах и конференциях.

Непрерывное образование подразумевает активное вовлечение специалиста в развитие компетенций. Специалист ежегодно обновляет теоретические знания, как касающиеся изменений в законодательстве и нормативах, так и затрагивающие вопросы эволюции технологий, отраслевых практик и подходов к проектной деятельности. Это – фундамент всей системы, позволяющий поддерживать и развивать квалификацию. Теоретическая подготовка вносит существенный вклад в общий балльный рейтинг специалиста и является обязательной.

Кроме того, специалист получает зачётные баллы за посещение определенных выставок, участие в вебинарах, семинарах и профессиональных форумах, выступление с тематическими докладами и публикацию профессиональных статей. Каждый вид активности оценивается в то или иное количество баллов. За отчётный период, который может составлять те же 5 лет, инженеру необходимо постоянно обновлять теоретическую базу, а также набрать определённое количество дополнительных баллов за другие виды деятельности. При выполнении этого условия проводится итоговая аттестация. Успешное прохождение аттестации означает, что специалист выполнил требование о повышении квалификации.

Похожая система непрерывного образования успешно действует в здравоохранении. В сущности, это не желательный, а совершенно необходимый вариант для специалистов во многих профессиональных областях. Не зря ведущие мировые эксперты в области обучения говорят о переходе от традиционного высшего образования к постоянному обучению в течение всей жизни.

Генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» Мурзинцева Екатерина Александровна.


Ньюсмейкер: Учебный центр Дистанция — 142 публикации
Сайт: l-distance.ru
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...